Блог
Правила проведения ABCXYZ анализа
14 Декабря 2018
Правила проведения ABCXYZ анализа

В этой статье мы хотим описать основные правила построения abcxyz-анализа. Наш опыт показывает, что внедрение в практику работы компании этого инструмента дает возможность значительно уменьшить расходы и увеличить обороты бизнеса на 20 и более процентов. Понимая, как это работает, вы сможете применить описанную практику в своей организации, сокращая затраты и увеличивая доход фирмы.

Проводить исследование можно по нескольким разрезам:

  • продаваемый продукт, клиенты, сотрудники, направления бизнеса и т.д.,
  • самые доходные,
  • самые маржинальные,
  • наименее доходные,
  • с низкой маржинальностью.

В качестве примера используем исследование по продукту. На его основе вы сможете сделать аналогичное исследование по любому разрезу, который актуален для вашей организации на текущий момент.

Чтобы изучать ассортимент компании, определять рейтинги по разным критериям существует аналитический инструмент — АВС-анализ.

При знании параметров маржинальности, он позволяет определить позицию с максимальной доходностью. Его основой является принцип Парето, согласно которому 20% продуктов приносит 80% прибыли. Этот фактор нужно учитывать при распределении ресурсов на продвижение.

Все, что продает организация, можно разделить на 3 категории: А, В и С.


Название

Доля в ассортименте в %

Доля в обороте в %

Характеристика товаров

А

10

до 80

прибыльные и ходовые

В

15

15

средние по важности

С

75

5

низкоприбыльные, маловостребованные и новинки



Метод  АВС-анализа позволяет выявить оптимальный ассортимент,  но без учета сезонных изменений потребительского спроса, а также частоты покупок.

Как работает АВС-анализ.

Первый шаг — определение цели. Это могут быть: сокращение затрат и уменьшение перечня товаров и/или изменение стратегии в продажах и закупках.

Что-то выводится из ассортимента, какие-то позиции начинают активно продвигать или снижать их себестоимость. Все это направлено на увеличение прибыли в компании, в том числе и за счет сокращения издержек.

Типовой выбор основан на таких параметрах, как:

  • объем прибыли,
  • уровень рентабельности,
  • затраты на складирование,
  • оборачиваемость,
  • общий размер неликвида,

XYZ-анализ

Еще один эффективный инструмент, помогающий рассчитать оптимальное количество продаваемых товаров.  В его основе — оценка по частоте закупок и реализации. Кроме того, он оценивает колебания спроса. Этот инструмент рассчитывает коэффициент каждого продукта в процентах и колебания его себестоимости по сравнению с расходами в среднем.

Типовые параметры для оценки:

  • количество и сумма продаж,
  • размер торговой наценки.

По итогам выделяется 3 группы товаров на базе оценки стабильности их реализации.

  1. X-позиции — относительно постоянные (изменения в пределах 5-15%), в связи с чем легко прогнозировать.
  2. Y-позиции — с колебания от 15 до 50%. Влияет сезонный спрос, возможность прогнозирования — средняя.
  3. Z-позиции — изменения по уровню валовой прибыли могут составлять от 50% и выше, сложно давать прогнозы на перспективу.

АВС XYZ-анализ

Обе аналитики дополняют друг друга, что создает возможность делать глубокие прогнозы, например, АВС выявляет вклад в структуру реализации каждой единицы, а с помощью XYZ можно понять колебания сбыта.

Проводя совмещенный анализ, в качестве параметров для АВС рекомендовано брать прибыль и объем продаж. Совместив два типа аналитики, можно разделить продукты компании на лидеров  (АХ) и аутсайдеров (CZ). Сформированные данные позволяют оптимизировать число продаваемых позиций и оценить рентабельность каждого вида. На основе этого можно оценить оптовые продажи и логистику.

Преимущества:

  • эффективное управление ресурсами,
  • выявление источников дохода,
  • найти факторы, влияющие на скорость реализации,
  • увеличить долю доходных позиций,
  • оптимизировать деятельность сотрудников.

Принципы формирования показателей

Перед совмещением следует сделать каждый анализ отдельно, при этом важнее АВС. Оцениваемые показатели: объем и выручка за период. Затем по этим категориям производится XYZ-анализ. Совмещение должно происходить по итогам проведенной работы, это позволит получить полную картину в организации.

Основные товарные группы, выделяемые при совмещении.

  • А и В. Самые прибыльные наименования, которые необходимо всегда иметь в наличии. А — избыточные, страхующие. В – достаточные.
  • АХ и ВХ. Влияет на стабильность и рост прибыли. Их не должно быть в избытке, но они постоянно обязаны быть на складе. Характеризуются легким мониторингом и прогнозированием.
  • AY и BY. Постоянно должны присутствовать на складе, кроме того нужен резерв для стабилизации остатков при быстром обороте.
  • AZ и BZ. У них высокая оборачиваемость, но слабо прогнозируемая реализация. Это делает нецелесообразным создание запасов. Стоит пересмотреть систему заказов, сфокусировав внимание на:
  1. увеличении частоты поставок,
  2. фиксации суммы заказа,
  3. частый контроль,
  4. поиск поставщиков с быстрой доставкой,
  5. координации высококвалифицированным менеджером..
        Это позволит сократить траты и делать только ликвидные закупки
  • С. В этой группе до 80% от всего ассортимента. XYZ помогает менеджеру качественно контролировать показатели, своевременно вносить в них коррективы.
  • СХ. Исследование помогает сделать расходы оптимальными за счет определения необходимого резервного запаса.
  • CY. Это товары со стабильным уровнем продаж, обеспечивающие стабильный доход. Это позволяет минимизировать страховой запас, чтобы избежать лишних трат.
  • CZ. В группе — новинки и товары с утраченным спросом. Часть из них можно вывести из оборота для снижения затрат. 

Имея информацию по всем этим данным, вы легко можете определить, в каком направлении нужно развиваться, а в чем стоит сократить расходы. 



Комментарии

Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш комментарий добавлен